Производство свинины в Центральном округе, где расположены основные регионы-производители, отстает от показателей прошлого года. На ситуацию повлияли вспышки АЧС и аномальная жара, из-за которой свиньи потеряли 20-30% веса.
Темпы прироста производства свинины в России в 2021 году оказались самыми низкими за последние 15 лет. Об этом говорится в презентации Национального союза свиноводов (была подготовлена к прошедшему 5 октября, во вторник, VIII Всероссийскому совещанию владельцев и руководителей мясоперерабатывающих предприятий), с которой ознакомился РБК.В 2020 году на долю сельхозпредприятий приходилось 88,4% от всего производства свинины в России или 4,8 млн тонн (это на 11% выше уровня 2019-го). В этом году отрасль рассчитывала, что объем увеличится еще на 5% или 230 тыс. т — до 5,07 млн т.
Но прирост производства оказался далек от тех показателей, на которые рассчитывали свиноводы, сообщил на совещании главный эксперт по анализу и прогнозирования рынка Национального союза свиноводов Николай Бирулин. По итогам трех кварталов 2021 года производство в сельхозпредприятиях выросло к тому же периоду 2020 года лишь на 1,7% (или на 58-60 тыс. т) — до 3,6 млн т. Производство в крестьянско-фермерских хозяйствах, для сравнения, упало за тот же период на 3,6% (до 29,9 тыс. т), в личных подсобных хозяйствах — на 5,3% (до 313 тыс. т).
Динамика производства в целом по стране положительная, но «провал» случился в Центральном Федеральном округе: именно там сосредоточена почти половина всего производства свинины и от ситуации в этих регионах зависит ценообразование на свинину по всей стране, рассказал Бирулин. Основная причина — африканская чума свиней (АЧС) и другие эпизоотические проблемы на предприятиях: из-за этого ряд регионов (Курская, Липецкая, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Самарская, Брянская и Псковская области) допустили снижение производства. По оценкам Национального союза свиноводов, из-за эпизиоотических проблем по итогам года будет потеряно около 200 тыс. т свинины или 4% производства. Эти потери почти нивелируют эффект от ввода новых мощностей в других регионах, который обеспечит по итогам года прирост производства на 250 тыс. т или на 5%.
В середине года снижение объемов производства произошло также из-за аномальной жары, которая установилась в Центральном округе, рассказал Бирулин. В конце июня в большинстве регионов Центральной России температура поднималась до 33-38 градусов. Если раньше такая жара длилась «две-три недели максимум», то в этом году она была больше двух месяцев, отметил Бирулин: «средний вес [свиней] ушел на 20-30% — такого никогда не было». Жаркое лето всегда приводит к повышению спроса на мясо и снижению веса свиней, уточнил РБК гендиректор Национального союза свиновода Юрий Ковалев: в жаркую погоду животные хуже едят и меньше набирают вес. Показатели по весу животных у каждого предприятия, по словам эксперта, свои, но, как правило, средний вес свиней составляет от 110 до 125 кг.
Глава Finnair — РБК: «Мы буквально перевернули каждый камень в компании»
Снижение производства свинины летом зафиксировала группа «Черкизово», которая входит в пятерку крупнейших российских производителей этого мяса (по итогам 2020 года на долю компании, по ее собственным данным, приходилось 5% производства свинины). В июне 2021-го производство свинины у «Черкизово» упало на 26% к тому же месяцу прошлого года (до 19,5 тыс. т продукции в живом весе), в июле снижение год-к-году составило 25% (17,4 тыс. т). В июне и июле 2020-го производство по сравнению с предыдущим годом росло (на 22 и 12% соответственно).
Спрос на свинину у россиян растет даже при отсутствии снижения цен: в 2020 году ее потребление достигло пика в истории современной России и составило в среднем 27,9 кг на одного человека в год, напомнил Бирулин. На потребление повлияло отсутствие выездного туризма: большая часть состоятельных людей осталась внутри страны и генерировала дополнительный спрос. Также из-за связанных с пандемией ограничений люди мигрировала из столицы в дачные регионы — это тоже способствовало росту спроса, в том числе на шашлычное мясо: «шашлычный сезон в прошлом году длился необычно долго, и закончился в начале декабря», отметил Бирулин.